Советы Джона Лемеронда

Оригинал статьи на английском языке находится на сайте автора.

Приветствую вас, любители спасателей и все остальные, кому интересно познакомиться с некоторыми гранями рисования. Меня зовут Джон Лемеронд, и я огромнейший фанат сериала «Чип и Дейл спешат на помощь». Всю свою жизнь я любил мультики и сделал анимацию своей профессией. У меня две степени в области анимации, и расплачиваюсь я за это своей работой модельера трехмерных игр и аниматора, равно как и просто художника.Эти страницы посвящены любителям спасателей, а также фанам всех других мультиков, которые любят рисовать фанарт.
Я сделал этот раздел по нескольким причинам:
Причина номер один: Я люблю понудеть. Я натыкаюсь в сети на множество художеств, которые просто ужасны, и мне бы хотелось как-нибудь попытаться исправить эту ситуацию.

Причина номер два: Я идеалист. Это вытекает из причины номер один. Я до мелочей выверяю свои собственные рисунки и проделываю то же самое с работами других людей (хотя мне кажется, что к чужим работам я более терпим). Поэтому этот раздел создан, чтобы поднять качество фанарта в сети.

Причина номер три: Предложение создать эту страницу поступило из Кафе после того, как я начал разглагольствовать там о фанарте. Мне кажется, это было хорошее предложение, и как только я убедился, что с моей стороны это не будет слишком высокомерно, я решил не жаловаться, а помочь.

А теперь давайте окунемся в мир фанарта.

ВНИМАНИЕ

Мир искусства вращается вокруг точки зрения. Практически все на этой странице (и в большинстве справочниках по искусству) — это точка зрения. Вопрос в том, считаете ли вы, что мое мнение имеет хоть сколько-нибудь значимый вес? В правом и левом верхнем углах страницы расположены ссылки на некоторые образцы моего творчества. Если вы считаете, что мой фанарт не стоит тех пикселей, из которых он состоит, тогда мои советы вряд ли вам подойдут. Если же вам понравится мое творчество и вы захотите сделать рисунки подобного качества, эта страничка будет вам в помощь.

Содержание

Именно здесь мир фанарта сливается с миром фанфиков. Очень многие рисунки в сети навеяны многочисленными фанфиками. Если вы рисуете сцену из своего любимого рассказа, но содержание вашего рисунка сбивает с толка или вообще не имеет никакого смысла, то это не только ваша вина (если не вы сами написали этот фанфик). Нок ак художник вы должны задать себе вопрос: «Этот ли эта сцена, чтобы ее нарисовали?» Поэтому как художник вы тоже несете ответственность за содержание вашего рисунка, и неважно, сами вы написали рассказ или нет.

Фанарт — это жанр с очень широкими границами. Похоже, что нет никаких ограничений, как далеко вы зайдете, рисуя свои любимые персонажи. Герои попадают в ситуации, в которые их никогда не поместили бы их создатели, и рисуются в стилях, которые весьма далеки от изначального. Я спрашиваю: «Всегда ли это хорошо?
Объединение наших спасателей с героями мультфильмов «Великий мышиный детектив» («The Great Mouse Detective») или «Спасатели» («The Rescuers»), похоже, действительно имеет смысл. Главные герои всех трех мультиков — грызуны, которые ведут борьбу с преступностью. Все они живут в мире людей и действуют в рамках похожих законов реальности. Объединение этих героев имеет очевидный смысл. Теперь что касается объединения спасателей с Громовыми котами (the Thundercats) — это не имеет очевидного смысла. Эти сериалы были абсолютно разными, без видимых параллелей. Единственной причиной объединить этих героев для кого-то был тот факт, что он любит и спасателей, и громовых котов. Это недостаточно стоящая причина для написания рассказа, а в отличие от фанфика рисунок не рассказывает всю историю целиком. Фанарт имеет просто огромную свободу в выборе темы, но хороший рисунок должен воодушевлять зрителя придумать собственный рассказ на его основе. Не написать длиннейший фанфик, но просто задуматься, что же было до и после. Приведенный здесь рисунок относится к определенному фанфику, поэтому следует задать вопрос: «захотелось ли мне прочитать этот рассказ?» В моем случае — нет. Я гляжу на этот рисунок и думаю: «Какой ж это, должно быть, глупый фанфик».
Это относится ко всему фанарту, а не только к иллюстрациям к фанфикам. Когда вы рисуете свой собственный рисунок, вы фактически создаете фанфик. Точнее, вы создаете фанфик вместе с вашими зрителями. Всегда спрашивайте себя «Зачем я это рисую?» Если все, что вы можете сказать, это «Потому что мне хочется» или «Потому что мне кажется, что получится круто», тогда может вам стоит пересмотреть идею? Это очень слабая основа для рисунка, а сам рисунок никогда не сможет быть прочнее своей основы. Те из вас, кто думает, что причины «Потому что мне хочется» или «Потому что мне кажется, что получится круто» достаточно хороши для создания фанарта, не пытаются совершенствовать свое мастерство, и от этой страницы им будет мало пользы.

Исполнение

Если содержание рисунка меня не привлекает, значит ли это, что я обречен относиться к нему отрицательно независимо от того, как он нарисован? Я так не думаю. Любой рисунок — это больше, чем просто содержание. В фанарте (как и в других видах искусства) замечательное исполнение может сделать любое содержание замечательным (или по крайней мере приятным). Хороший пример тому — телевизионный сериал «Баффи, истребительница вампиров» (Buffy the Vampire Slayer). Ее идея до смешного абсурдна и может быть поднята на смех, но сериал сделан просто потрясающе. Нелепая идея воплощена продуманным, занимательным и забавным способом. Я не читал фанфик «Дар Тандары» («Gift of Thundara»), на основе которого был создан приведенный выше рисунок. Как я уже сказал, рисунок не вдохновил меня на это, а его содержание показалось мне абсурдным. Хотя возможно, автор написал свой рассказ так, что он читается на одном дыхании. То же самое относится и к фанарту. Что бы хотите сообщить своим рисунком, и как вы собираетесь донести свою мысль до зрителя?

Стиль

У всех художников есть свой собственный стиль. Беда в том, что неопытные художники часто используют это понятие в виде оправдания своему невниманию к деталям. Очень часто в школе одноклассники показывали мне свои работы и спрашивали мое мнение. (Так я узнал, что большинство людей хотят услышать не мое искреннее мнение, а чтобы я сказал, что их рисунок очень хорош.) Я указывал на то, что голова слишком мала для тела, что ноги неестественно вывернуты или что плечи непропорциональны. И художник отвечал: «Да это просто мой стиль!»

Если художник отмахивается от критики, ссылаясь на эту причину, он не пытается совершенствоваться и ему не стоит спрашивать мнение других людей. Постоянное списывание своих ошибок на «стиль» не даст вам улучшить свое умение. Только после достижения точности в рисовании героев художник может на законных основаниях вносить изменения по своему усмотрению. Все остальное является отговоркой ленивых и лишенных таланта (иногда и то и другое сразу).

Сверху слева приведен очень стилизованный рисунок Фоксглав. Сравните этот рисунок со скриншотом из серии «Мой друг летучая мышь». Художник позволил себе много изменений. Пропорции тела не соблюдаются, цветовая гамма не соответствует, прическа радикально изменена и т.д.Если бы на этом рисунке не было надписи «Фоксглав» в верхнем левом углу, то я бы так и не узнал, что это именно она. Я бы подумала, что это какой-нибудь авторский персонаж, возможно созданный под впечатлением от Фоксглав, но я бы никогда не догадался, что это на самом деле она. если вам приходится подписывать свои рисунки, чтобы зрители определили, кто на нх нарисован, ваше искусство слабо. Если вам приходится объяснять шутку — это уже не смешно, если вам приходится толкать машину, тогда ее не стоит покупать.
Когда вы рисуете фанарт, вы рисуете героев, которых придумали не вы сами. Этих героев придумали, наметили их черты, переработали, отточили и завершили профессионалы. Их видели тысячи, а может и миллионы людей. Этих героев должны узнать те, кто смотрит рисунки. если я не способен узнать по рисунку придуманного лично вами персонажа — это нормально. Его не показывали по телевидению последние 15 лет. Я не ходил в школу с портфелем, на котором нарисован ваш персонаж, когда был ребенком, и, понятное дело, могу не знать ничего о нем. Но когда зрители не могут узнать на вашем рисунке героя, известного во всем мире, тогда у вас проблемы.

 

Точность

В школе один из учителей сказал мне кое-что, что запомнилось на всю жизнь. «Рисуй то, что видишь, а не то, что знаешь». Что это значит? Взгляните на детский рисунок справа. Это типичной детское изображение дома. Но почему оно такое типичное? Очень мало детей живут в таких домах, как на картинке. Квадратный каркас с треугольной крышей стал шаблоном дома, точно также и окна на этом рисунке — шаблоны, а не точное изображение окон. Сейчас практически не существует окон, похожих на квадрат с крестом внутри, однако абсолютное большинство детей, если их попросят нарисовать окно. нарисуют его именно так. Причина в том, что дети рисуют то, что знают. Дети знают. что дом — это коробка с треугольной крышей, что окно — это квадратик с крестиком, и что небо находится выше дома и что оно голубое. И ребенок нарисует дом и окна в виде шаблонов, а небо окажется голубой массой, висящей над домом. Ребенок видел горизонт и видел, что вдали небо соприкасается с землей, но но знает, что небо находится над домом и именно так и нарисует.

Как нам убедиться, что мы рисуем то, что видим, а не то, что знаем? Для начала надо убедиться, что у нас есть что-нибудь, на что можно посмотреть. Когда есть такая возможность, художник должен использовать вспомогательный материал, особенно при рисовании фанарта. Возможность рисовать по памяти — похвальная черта, но это не значит, что вы должны рисовать по памяти, когда в этом нет необходимости. Человеческая память несовершенна. Она забывает детали, путается, смешивает картинки. Бумага не забывает и не путается. Точные, похожие рисунки останутся и через десять лет такими же точными и похожими, как и в день их создания.
Слева находится кусок моего второго эскиза из серии «Дань злодеям«. Он, как и большинство персонажей второго эскиза, был нарисован по памяти. Может быть вы взглянете на него и решите, что он вполне неплох. Но сравните его с изображением Толстопуза на окончательном эскизе справа. Он был нарисован с использованием вспомогательного материала и выглядит гораздо более похожим.

 

Много официальных моделшитов со спасателями можно найти на сайтеThe RRDatabase. Они являются самым лучшим справочным материалом для рисующих фанарт, так как создавались и использовались художниками, работавшими над мультфильмом. Изучите эту документацию и попробуйте перерисовать какое-либо изображение как можно точнее. Если вы видите, что рука начинается от затылка — рисуйте ее оттуда. Если голова кажется лишком большой для тела — пусть и у вас она будет слишком большой. Правила здесь устанавливаете не вы, а моделшиты. Если ваш рисунок не точен, нарисуйте его заново. Получилось все, кроме глаз? Рисуйте заново. Рука недостаточно длинна? Рисуйте заново. У Чипа слишком большая шляпа? Что ж, его шляпа может доставить немало неприятностей, но все равно — рисуйте заново.

Язык тела

Я один из тех, кто верит, что молчание — золото. (Это дает замечательный повод для моих критиков сказать мне «тогда заткнись».) Чем меньше надо объяснять, тем лучше. Четко излагая свою мысль без слов, вы не скатываетесь к общим знаменателям и не оскорбляете умы своих слушателей. Это относится и к рисованию. Если вы вынуждены использовать реплики и подписи, чтобы зритель понял, что вы хотите сказать, то ваш рисунок слаб (мы это проходили на странице один).

Итак, как же нам изложить свою мысль без слов? Надо использовать выразительный язык тела. Каждая поза героя рассказывает что-нибудь о его настроении, мыслях и личности. Никто не стоит просто так. Мы переносим вес, сутулимся, потягиваемся, выбираем удобную позу, оглядываемся, и наше внимание всегда чем-то привлечено, даже если это что-то — наши собственные мысли. Такого понятия, как «просто поза» не существует.

 

Посмотрите на изображение Гаечки слева. Может быть, взглянув на него вы решите, что это хороший рисунок. Вы должны так подумать. Это очень милый образец фанарта, посвященного Гайке. Художник демонстрирует настоящий талант, линии рисунка твердые и четкие, изображение точно, но в то же время показывает стиль художника, и рисунок очень хорошо раскрашен.Но какого содержание этого рисунка? Да, это явно Гайка, но что она делает? Хорошо, она облокотилась на катушку, но почему? Она утомилась или замечталась? Она уставшая, равнодушная, задумавшаяся, скептически настроенная, застенчивая, ожидающая чего-то или просто прикусила язык? Художник выбрал очень сложную тему, и мне кажется, немного измененный язык тела мог бы усилить этот рисунок. Намерением автора было изобразить Гаечку, уставшую после напряженного трудового дня, и когда зритель это знает, эта мысль кажется очевидной. Однако мы не собираемся рассказывать зрителю, о чем будет наш рисунок, мы хотим, чтобы он понял это из самого рисунка.
Когда вы работаете с языком тела, в подавляющем большинстве случаев лучше лучше делать это по максимуму. Сверху справа показано мое видение этой же темы. Как вы видите, я увеличил сутулость и переставил ноги. Уши наклонились вниз, а хвост безвольно лежит на полу. Я также нарисовал рот слегка приоткрытым и уменьшил напряженность руки, расположив ее по центру. Это усиливает чувство того, что Гайка падает под тяжестью собственного веса и отсюда вытекает, что она не может больше держаться на ногах. Она кажется слишком утомленной, чтобы удержать свои ушки и хвост, и если я отодвину катушку, она немедленно упадет.

Учитесь у профессионалов

Нам повезло жить в такое время, когда мультипликация существует уже ни один десяток лет. Этот вид искусства отточен и отполирован профессионалами, и у нас есть возможность учиться у них. Один из таких мастеров — Престон Блэр, и я настоятельно рекомендую заглянуть на его сайт и почитать его книгу «Мультипликация от Престона Блэра» (Cartoon Animation by Preston Blair). Эта книга бесценна для художников разных жанров, но те, кто погрузился в мир мультиков, найдут ее особенно информативной. Я не буду перечислять все, чему меня научила эта книга, у меня на это нет ни времени ни места на сайте. Но я не могу не подчеркнуть, насколько ценно содержание этой книги.

Ниже я привожу несколько иллюстраций из книги. Я выбрал именно этих персонажей, потому что они нарисованы в стиле, близком к стилю спасателей. Изучите строение скелета каждого героя. А эмоциональная нагрузка позы видна даже на этой стадии.

На страницах три и четыре рассказывается, как Джон Лемеронд работает над своими рисунками. Поэтапно. Их перевод не готов, но, если вы знаете английский язык, то можете пройти ДАЛЬШЕ.