Советы бывалого «чайника» начинающим фанфикописателям

Здравствуйте, друзья!

Вы находитесь на сайте, посвященном мультсериалу «Чип и Дейл спешат на помощь» (Chip and Dale — rescue rangers) и раз вы это читаете, то, несомненно, вам интересны фанфики, и, более того — вы явно намереваетесь написать свой собственный фанфик и может быть даже не один. Это похвальное желание и я, да и не только я, постараюсь вам помочь.

Прежде всего, друзья мои, нам следует определиться с терминологией!

Что же такое фанфик? Официального определения этого термина, насколько мне известно, не существует, поэтому нам придется ограничиться определение, созданным самими же фанатами.

 

Фанфик (также фэнфик; от англ. fan — поклонник и fiction — художественная литература) — разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства (так называемого фан-арта в широком смысле этого слова), производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей. Фанфик может представлять собой продолжение, предысторию, пародию, «альтернативную вселенную», кроссовер («переплетение» нескольких произведений), и так далее.

 

Другой вариант определения: фанфик — жанр массовой литературы, созданной по мотивам художественного произведения фанатом этого произведения, не преследующим коммерческих целей, для чтения другими фанатами.

 

(Нагло потырено с педии)

 

 

Как, я думаю, понятно из определения, фанфики пишутся фанатами. В частности, фанфики, размещенные на нашем сайте и подобных ему сайтах пишутся фанатами мультсериала «Чип и Дейл спешат на помощь» (Chip and Dale — rescue rangers).

Собственно о написании фанфиков о наших любимых героях и пойдет речь ниже, разумеется, все здесь написанное не претендует на истину в последней инстанции и т.д. и т.п., да и писать все это надо не мне, а признанным мэтрам вроде Игоря Меринова или Гиротанка, но когда-то я кому-то обещал наваять нечто подобное и поэтому вот!

 

Ну, если никто не против… тогда вот такие общие моменты, которые, я не побоюсь этого слова, познал на собственном опыте.

  1. Написать фанфик легко.
  2. Написать _хороший_ фанфик трудно.
  3. Написать _хороший_ и _качественный_ фанфик еще труднее.
  4. Написать шедевр невероятно трудно.
  5. Что бы и как бы ты ни написал, всегда найдется тот, кому это не понравится.

 

Вообще, писать фанфики, а именно хорошие и качественные фанфики, с одной стороны легко – автор, можно сказать, живет на всем готовом – внешность, характеры героев, место действия, обстановка заранее определены и автору не нужно тратить время и умственные усилия на их придумывание, а с другой стороны – очень трудно, как раз по тем же самым причинам. И именно поэтому очень трудно выдержать произведение в ключе оригинала и не скатиться к банальному использованию персонажей — в некоторых произведениях можно просто заменить имена персонажей на произвольные и от этого ничего не изменится.

В общем, автор фанфика имеет полную свободу в жестких рамках.

Но если нельзя (сильно) изменять предопределенные составляющие, то на внесение каких-то новых компонентов ограничений не существует! Новая миссия, новое место действия, новая обстановка, да новые герои, в конце концов – все что угодно! Из этого может получиться неплохой сюжет!

И вот здесь мы подошли к пункту, который нужно обязательно отметить – сюжет.

 

Сюжет

 

Насчет сюжета я могу посоветовать, особенно начинающим авторам – будьте оригинальными! Под оригинальным сюжетом я понимаю сюжет небанальный. Ну что это за сюжет – Гайка любит Чипа, Чип любит Гайку, Фокси любит Дейла, Дейл любит Фокси, все счастливы или — Гайка любит Чипа, Чип любит Фокси, Фокси любит Дейла, Дейл любит Гайку, все несчастны[i]. Было тыщу раз! Банально! И малоинтересно большинству читателей, кроме, разве что, ярых «прошников», которые читают фанфики только потому, что они «про» или не менее ярых «антишников», которые читают фанфики только потому, что они «анти».

Сделать из банального сюжета конфетку дано немногим, и далеко не сразу, а после тренировок, зачастую, весьма длительных. Поэтому я бы не рекомендовал начинающим авторам браться за такие сюжеты. Разумеется, авторы могут положить на мое мнение, но не говорите потом, что я не предупреждал! К тому же за хороший, качественный сюжет фанфика большинство читателей может просить некоторые огрехи его реализации.

Итак, сюжет. Что же такое, этот самый сюжет? На этот счет среди литературоведов до сих пор нет единого мнения по этому поводу. Посему, мы с вами будет говорить о сюжете, как о действиях и событиях, описываемых в фанфике и об их последовательности. Проще говоря, сюжет – это краткое содержание фанфика (да и любого, в общем, литературного произведения).

Часто сюжет фанфика можно описать одной фразой или даже одним словом – любовь, дружба, ревность, месть и т.д. и т.п. Например — Чип любит Гайку. Сюжет прост, как апельсин, но, увы, банален до пошлости. Об этом не писал только ленивый! И поэтому, чтобы качественно реализовать подобный сюжет необходимо иметь определенный и весьма немалый уровень мастерства. А мастерство это достигается постоянными и упорными тренировками! Так на чем же потренироваться начинающему автору? Я бы порекомендовал начинающим сюжеты приключенческие. Во-первых – приключения любят все, ну, почти все, во-вторых – в приключенческих сюжетах влияние жестких рамок, о которых я писал выше, ощущается меньше всего, именно в подобных сюжетах полет фантазии автора наименее ограничен, и, в-третьих – найти, подобрать, родить оригинальный, небанальный приключенческий сюжет многократно проще, чем тот же самый романтический.

Итак, мы определились   — будем писать приключенческий фанфик. Но как же быть с собственно сюжетом, что будет происходить в будущем фанфике, что конкретно мы будем описывать? А вот это и есть одна из самых увлекательных задач, которые придется решить фанфикописателю прежде, чем будет поставлена финальная точка в его произведении! Это автор должен сделать сам, это его святая обязанность. Может быть, есть какие-то универсальные методы по созданию качественных сюжетов для фанфиков, но я их не знаю. Лично мне сюжеты моих опусов приходят в голову сами, во время чтения других фанфиков или произведений, не имеющих отношения к сериалу, во время просмотра фильмов, чтения технической и научной литературы, даже просто так, на ровном месте! Бац! И все — готов сюжет! И я не в состоянии это объяснить рационально.

Могу только посоветовать начинающим авторам больше читать, как собственно фанфиков, так и других произведений.

 

Заимствования

 

И еще один совет – не бойтесь заимствований! Если вам что-то понравилось в чужом фанфике или ином произведении и это удачно вписывается в ваш собственный сюжет, то можно смело это использовать. Другое дело, что не стоит доводить до банального плагиата или тупого пересказа на свой лад – за это могут сильно побить (хоть и виртуально, но все равно неприятно). А вот упоминать события или героев других фанфиков в своем (с добавлением сноски, откуда они) не возбраняется – авторы оных фанфиков, в большинстве своем, будут только рады этому.

 

Жанр

 

Следует отметить еще одно понятие, которое широко используется в литературном, да и другом творчестве, а именно — жанр. Лично я отрицаю само понятия жанра как такового, ибо творчество не есть академическая наука, где жизненно необходима четкая идентификация, классификация и таксономия, и все попытки классифицировать фанфики – это, дескать, «нуар», а это – «экшен» считаю страданиями от нечего делать. Шедевр — есть шедевр, а отстой он и в Африке – отстой, в каком бы жанре он ни был изображен.

 

Качество

 

Выше я неоднократно повторял это слово и у внимательного читателя может возникнуть вопрос — а что же такое качество применительно к фанфику? Отвечаю!

В моем понимании качественный фанфик, это фанфик, который:

  1. Имеет вменяемый, внятный, небанальный и не слишком запутанный сюжет.
  2. Не имеет больших дыр и нестыковок в сюжете.
  3. Качественно реализован.

Под качественной реализацией я понимаю реализацию, которая:

  1. Не вносит несовместимых с жизнью изменений в характеры (и внешность) героев.
  2. Не помещает героев в окружение, несовместимое с их родным миром.
  3. Находится в ладах с фактическим материалом.

Но это не единственные составляющие качества фанфика. Ниже будет сказано и о других, весьма немаловажных.

 

Характеры героев

 

Это самая большая проблема для фанфикописателя! Как сохранить характеры героев неизменными, заданными раз и навсегда? По большому счету — это невозможно, да и, по моему глубокому убеждению, не особенно нужно. Как же так, может удивиться внимательный читатель, как же то, что ты сам писал на первой странице? Поясняю!

Сохранить оригинальные характеры героев в фанфике невозможно по причине разницы восприятия этих самых характеров зрителями (авторами фанфиков). Возьмем, например, Чипа. Кто-то считает его прирожденным лидером, гением сыска, и серьезным молодым (чуть было не написал «человеком») бурундуком, а для кого-то он сухарь в шляпе, зануда, и вообще много о себе воображает! Или же Дейл! Для кого-то он душка, очаровашка и весельчак, а для кого-то – раздолбай, неряха и вообще не слишком умный.

Что же делать? Ну, раз нельзя однозначно сказать о герое, какой он, то мы пойдем от противного[ii] — скажем, каким герой не может быть ни при каких обстоятельствах. Наши любимые герои не могут быть насильниками, убийцами, садистами или заниматься другими подобными непотребствами. Вот это можно сказать определенно и однозначно!

 

Описания

 

Это вторая большая проблема для фанфикописателя после характеров героев. Многие авторы не утруждают себя описаниями окружения, в котором происходит действие, во многих фанфиках описания коротки, отрывочны и просто убоги, и лишь в весьма малом количестве фанфиков описания находятся на достойном уровне.

Каким должно быть качественное описание?

Одно должно быть ни слишком куцым и ни слишком затянутым, ни слишком поверхностным и ни слишком подробным. Описание должно быть достаточным и подходить к ситуации. Если, например, Спасатели идут к какому-то дереву и оно еще далеко, то вовсе необязательно описывать глубину морщин его коры и остроту седьмого сухого сучка на пятой ветке. А вот когда Спасатели карабкаются на это дерево, вот тут и можно сказать и о глубине морщин коры и об остроте того самого сучка, на который сел Дейл.

В идеале, автор должен описывать то, что видел своим глазами и смог хорошо изучить, однако будем реалистами — в подавляющем большинстве случаев это нереально. Но тут на помощь фанфикописателям приходят телекоммуникационные сети, и в том же самом Интернете мы можем найти точное описание и даже фотографии того, о чем могли только догадываться. Поэтому умение пользоваться поиском в Интернете всемерно способствует преодолению следующей большой проблемы для фанфикописателя.

 

Фактический материал.

 

Прежде чем что-то описывать в фанфике, фанфикописателю неплохо бы знать, как именно это выглядит и функционирует, если это какой-то механизм, или действует, если это химическое вещество и т.д. и т.п. Это важно не только для повышения точности описания и повышения достоверности событий, но и, нередко, может весьма сильно повлиять на сюжет, а то и перевернуть его на 180 градусов.

Поэтому я призываю всех фанфикописателей – изучайте фактический материал! Это не только необходимо в плане повышения качества фанфиков, но и весьма полезно в плане повышения общей образованности! Время, потраченное на это, не будет потрачено впустую, что могут подтвердить и другие фанфикописатели, в том числе и достигшие весьма больших высот мастерства и получившие мировое признание.

Лично я однажды потратил два вечера, чтобы найти информацию, которая уложилась в две строчки и ничуть не жалею о потраченном времени.

Так же я лично стараюсь, чтобы мои опусы, помимо развлекательной функции, несли и еще какую-либо функцию познавательную, поэтому все сколь-нибудь значимые для сюжета оригинальные герои носят имена, данные им не просто так, а с определенным умыслом. Так же с умыслом даются названия мест, предметов и событий, которые имеют отношение к Спасателям и их сородичам, а места, предметы и события, имеющие отношение к миру людей, по большей части, упоминаются реально существующие в нашем мире. Это делается с двоякой целью: во-первых – обратить внимание читателей на реальные события, места, предметы или людей, существующих в реальности, но, нередко, незаслуженно забытых, и во-вторых – рассказать читателям о том, что интересно мне, возможно, это заинтересует еще кого-то.

С изучением фактического материала непосредственно связана следующая немаловажная для фанфикописателя проблема.

 

Внимание к мелочам

 

Внимание, а точнее, НЕвнимание к мелочам – крайне распространенное заболевание среди фанфикописателей, особенно начинающих. Симптомы обычно проявляются в виде большого количества сообщений от читателей, недоумевающих по поводу — «А откуда взялось (здесь может быть все, что угодно)? А почему? А как?» и пр.

Да, нередко появление нового, авторского героя или предмета в фанфике описывается фразой — вдруг, откуда ни возьмись, появился [вырезано цензурой]! Я считаю, что любое явление (в том числе и авторских героев читателям), действие и тому подобное должно иметь какие-то предпосылки и должно быть пояснено либо до, либо после его появления в фанфике, ибо отсутствие оного пояснения вызывает у читателя недоумение и отвлекает его от главной мысли, сути всего фанфика. Пояснение не обязательно должно быть большим и толстым (что, увы, не всегда получается[iii]), описывающим все 40 колен израилевых от сотворения мира и до наших дней. Вовсе нет! В большинстве случаев достаточно пары предложений или даже пары слов. И все, нет ненужных вопросов! Разумеется, у читателя по ходу чтения фанфика должны, просто обязаны возникать вопросы, иначе не будет интриги и опус будет просто скучным. Но вопросы эти должны возникать там, где это необходимо по сюжету, там, где этого хочет автор, а не там, где он накосячил!

Наиболее часто, невнимательно относясь к мелочам, авторы забывают, что наши герои — не люди, и проецировать на них все заморочки мира людей напрямую неправильно! Нужна хотя бы минимальная адаптация. Наши герои отличаются от людей размерами, весом, физиологией, даже строением тела и поэтому их сознание хоть и близко к человеческому, но все же отличается. Чтобы избежать этого, достаточно, прежде, чем садиться за клавиатуру и ваять нетленку, немного подумать и представить себя мышью или бурундуком со всеми атрибутами – ростом в 10 сантиметров, хвостом в длину тела и двумя парами резцов, растущих всю жизнь, которые, если их не стачивать регулярно, не позволят закрыть рот. Это не только интересно и познавательно, но и полезно в плане общего развития!

 

Пояснение некоторых терминов или об чем, в натуре, базар?

 

Кроссовер: «pro» и «contra»

 

Что такое кроссовер? Обратимся к любимой многими педии.

 

Кроссовер (англ. crossover) — фанфик, в котором используются реалии нескольких фэндомов одновременно.

 

Проще говоря – это фанфик, в котором используются герои, события и прочие составляющие двух и более «вселенных» или «миров» различных произведений. Например, мир Спасателей и вселенная «Звездных войн» или мир Спасателей и мир «Секретных материалов» или   мир Спасателей и (чур меня, чур[iv]!) вселенная фэнтези. В общем-то, кроссовер, это весьма интересная фантазия на тему: «А что было бы, если бы встретились Спасатели и … (нужное вписать)?». Однако, в общем случае написание кроссовера — это попытка скрестить ужа и ежа, в большинстве случаев получается пара метров колючей проволоки[v], но иногда рождаются качественные и вполне жизнеспособные гибриды. Повторюсь, кроссовер — это интересно, но непросто.

В общем, я бы не рекомендовал для начинающих браться за кроссовер, ибо это подразумевает хорошее знание, как мира сериала, так и миров, с которыми происходит «скрещивание» и увеличивает риск получения люлей до 200 (и более) процентов, ибо за недоработки будут бить знатоки и той и другой «вселенной». Совет начинающим – не стоит думать, что вы единственный в фэндоме досконально знаете предмет («мир», «вселенную» или объект реального мира), о котором пишите, среди фанатов есть разные люди и может так случится, что кто-то из них задавит вас интеллектом и закатает под плинтус объемом своих знаний.

 

Selfinsert или второе пришествие Мэри-Сью

 

Эти термины также часто встречаются. Попробуем разобраться и с ними.

 

Selfinsert (сокр. англ. Self-insertation) — так называют случаи, когда автор тем или иным образом вписывает себя в контекст своего фанфика. Не обязательно Мэри Сью или Марти Стью, но близкое явление.

Мэри Сью (англ. Mary Sue) — оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще только женским фанфикам). Мэри Сью обычно сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех прочих героев, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за канонического героя замуж, либо погибают героической смертью. Мэри Сью является пренебрежительным определением. Героиня, появившаяся как Мэри Сью, может в редких случаях стать полноправным авторским персонажем.

Марти Стью — мужская ипостась Мэри Сью. Появляется затем, чтобы очаровать героиню. Встречается несколько реже средней Мэри Сью.

 

(все та же педия, только слегка покоцанная)

 

Применительно к фанфикам о наших любимых героях яркий пример Мэри-Сью — это Втулка (англ. Widget, автор — Джон Новак) сестра Гайки, потерянная при странных обстоятельствах. Мышка со сложной судьбой и не менее сложным характером. Не только не питает к Гайке родственных чувств, а и вовсе страстно желает жестоко ее убить в качестве мести за «счастливое» детство. Помимо характера, отличается от Гайки физическим недостатком – одна рука у нее заменена на протез, по поводу которого комплексует, и всячески старается его скрыть. К счастью, не все Мэри-Сью столь одиозны.

Однако, некоторые из гайкиных сестричек, попав в струю, завоевывают немалый процент зрительских симпатий и уже не воспринимаются Мэри-Сью, а становятся общепризнанными авторским персонажами. Та же Втулка – сто(если не двухсот)процентная Мэри-Сью. Однако, считается «нормальным» авторским персонажем (и имеет немало число поклонников), а произведения с ее участием – классикой.

Марти-Сью в чистом виде встречается значительно реже, поэтому значительно менее известен, зато цвет и пахнет в селфинсерте.

Мэри-Сью и Марти-Сью (особенно!)– явление негативное и воспринимается, в лучшем случае, равнодушно, а то и с раздражением или вовсе враждебно. Поэтому я считаю, что авторам, особенно начинающим, следует избегать использования всевозможных (дальних и не очень) родственников Гайки, хотя это, зачастую, очень нелегко[vi].

Селфинсерт, за редким исключением – 1000% развесистая клюква, то есть я хотел сказать – Марти-Сью. Может существовать в облике человека либо грызуна (или особи любого другого вида), или вовсе может менять свой облик по собственному желанию. Настоящий супергерой, обладает нечеловеческой силой (как интеллекта, так и вообще) и сверхъестественными способностями. Имеет (или самостоятельно изготавливает практически из ничего) невообразимые хреновины непонятного назначения, один вид которых повергает в священный трепет окружающих. А уж если он их включит!…

Знает героев лучше их самих и часто выступает в роли свахи\психотерапевта\врача любой специальности и квалификации. Зачастую вхож в коридоры власти (либо сам принадлежит к властным структурам) всех уровней в любой стране мира, как нашего, так и мира Спасателей, поэтому знает то, чего не может знать никто. Вот только вопрос – причем здесь Спасатели? В лучшем случае автор опуса проделывает все эти финты ушами, чтобы добиться расположения объекта своей любви – Гаечки, единственной и неповторимой[vii]. Во всех иных случаях Спасатели в подобных рассказах присутствуют «лишь для галочки «Сабжевый рассказ», а 95% процессорного читательского времени, посвящается автору, себе любимому.» (С) John Rainbow.

Если Мэри-Сью и Марти-Сью явления однозначно негативные и их следует однозначно избегать (если только автор не вводит Мэри-Сью и/или Марти-Сью намеренно, с целью спародировать какое-то произведение), ибо чтобы повторить успех Втулки надо очень и очень постараться (или должно очень повезти), селфинсерт, как таковой, если только он не отягощен синдромом Марти-Сью в терминальной стадии, начинающим авторам прощается. В отдельных, весьма редких случаях, селфинсерт может стать шедевром. Но это доступно только матерым, опытным мастерам фанфикшена.

Некоторые авторы уделяют большое внимание теме взаимоотношений людей и Спасателей и это немудрено – в сериале Спасатели с людьми контактировали редко и односторонне. Поэтому тема эта весьма интересна и, на мой взгляд, перспективна – я думаю, что в некоторых случаях Спасателям не помешало бы прикрытие в виде одного или нескольких помощников-людей. К сожалению, зачастую реализация подобных сюжетов портится на корню селфинсертом и синдромом Марти-Сью[viii], поэтому я бы порекомендовал начинающим авторам не увлекаться этим, чтобы не запороть потенциально хороший сюжет.

 

Вот и все, друзья мои!

Если вы дочитали досюда, то вы молодцы, возьмите с полки пирожок!

И если все, что я тут наваракозил, вам не отбило напрочь желание написать свою историю о наших любимых героях, то добро пожаловать в волшебный мир фанфикшена!

 

Прапор, 17.01.2010

 

ЗЫ

 

Большая просьба всем прочитавшим этот бред – не воспринимайте его слишком серьезно! А для тех, не ущучил мою (само)иронию и/или не любит читать сноски пишу прямым тестом – большая часть описанных ошибок/недоработок взяты мной из собственных опусов, кто читал, тот поймет, из каких. Надеюсь, этот опус поможет начинающим авторам избежать ошибок и разочарований, а ежели нет, то я все равно весело провел время за его написанием.

 

Важное дополнение от Outdoorsman относительно романтических фанфиков.

 

Итак, пособие по написанию романтических фанфиков от того, кто не написал ни одного романтического фанфика.

 

Начнем с определения. Что такое романтика? В двух словах это возвышенные отношения двух и более персонажей. В нашем случае это любовь самца и самки (слова «мужчина» и «женщина» по понятным причинам не подходят).

Про отношения героев сериала можно написать несколько томов исследований, ведь буквально у каждого фаната на этот счет свое мнение. Я постараюсь описать проблему вкратце.

Одним из главных вопросов фандома является вопрос: «Кого выберет Гайка?» На эту тему спорили тысячи раз, но единственным результатом этих споров стало разделение фандома. На сегодняшний день существуют следующие фракции:

«Про» — те, кто поддерживает пару «Чип и Гайка»,

«Анти» — те, кто не поддерживает пару «Чип и Гайка»,

«Нейтралы» — те, кто поддерживает все варианты пар. (Либо не поддерживает ни одного[ix])

Вы спросите: «Зачем нам это знать?» А затем, что мне смертельно надоело читать фанфики, единственным достоинством которых является наличие «правильной» пары. Если ваша единственная цель — соединить вашу любимую пару, пожалуйста, ограничитесь баннером в подписи.

Отсюда следует первая просьба к писателям: не пишите фанфики исключительно в целях рекламы своей любимой пары[x].

Второй и не менее важной проблемой романтических фанфиков является заезженность сюжетов. Вот один из типичнейших сюжетов: мучительные раздумья о предмете обожания (читай: Гайке), невнятные признания в любви, выслушивание ответного признания, бурная радость от взаимности чувств, объятья и поцелуи, занавес. Причем все это происходит либо в штабе, либо в больнице, куда (еще один широко распространенный штамп) угодил один из героев, исключения возможны, но редки.

Отсюда следует вторая просьба к писателям: ищите небанальные сюжеты.

Характерные штампы? Да запросто. Самый большой штамп это само признание в любви. Почему-то большинство авторов искренне считают, что это единственное достойное описания романтическое событие. Ну что ж, не спорю, это действительно одно из самых романтических событий, но зачем же на нем останавливаться? Как насчет романтического ужина? Или прогулки в кино или на танцы? Или, в конце концов, свадьбы? Я ни разу не видел детального описания Спасательской свадьбы. Да что там детального…

Все это сводится к третьей просьбе: не зацикливайтесь на одном событии.

Еще один глубоко укоренившийся штамп это «утешительный приз» тому, кого не выбрала Гайка. Нет, сама идея «синхронной свадьбы» замечательная, с моей точки зрения, это отличный шанс решить «вечный вопрос» не разрушив команду. Но многие авторы не замечают серьезный подводный камень: у каждого поступка должен быть мотив. Что мы видим в сериале? Чип и Дейл по уши втюрились в Гайку, Тамми без ума от Чипа, Фоксглав не может жить без Дейла. Отлично, а как насчет взаимности? А нету ее, вот как. Вагон и маленькая тележка намеков, но ничего конкретного. К сожалению, об этом часто забывают, и когда возникает вопрос «А что будет с отвергнутым?», автор отдает его в нежные лапки «односерийной» героини. Никакого обоснования, никакой предыстории, просто «шоб було».

Четвертая просьба: не забывайте обосновывать поступки героев.

 

Важное дополнение от Молекулы относительно качества фанфиков и реакции писателей на отзывы читателей.

 

Давайте взглянем на рассказы вообще. У авторов есть такая нехорошая тенденция — допускать ошибки. К этому, разумеется, склонны все — не ошибается только тот, кто ничего не делает. И не всегда можно увидеть, в чём же ты конкретно ошибся — вот для этого и существуют читатели. Они и должны заметить, какие места в рассказе кажутся неестественным. Притянутыми за уши. Попросту глупыми. И об этом сказать автору. Я даже не знаю, что хуже — авторы, много ошибок допускающие, или читатели их замалчивающие.

 

Когда автор получает дозу критики от прочитавших рассказ, он может сделать разные выводы. Он может посмотреть, отметить — что же он сделал не так? О чём же большинство замечаний? А как можно бы этот рассказ было улучшить? И постараться либо исправить, либо учесть это в следующий раз. Он может обидеться на весь свет, возопить, что «художника может обидеть каждый!», и перестать писать. Он может попросту проигнорировать всё, что ему сказали, сославшись на стиль. Но Стиль — это не какая-то абстрактная штука, на которую можно списать ошибки. Стиль — это скорее общий тон повествования. Стиль — не оправдывает ошибки, допущенные потому, что автор попросту пренебрёг здравым смыслом.

 

Есть такое понятие — «suspension of disbelief», или по-русски — вера в то, что дают. И это ещё одна вещь, на которую любят всё списывать. Увы и ах, это тоже не допустимо. Я готов поверить, что прямоходящая мышь способна собрать самолёт из подручных материалов, или что два бурундука способны обхитрить человека. Я не готов поверить в напрочь вывернутую наизнанку логику, изнасилованную физику, и отсутствие логики. Эти вещи либо надо объяснять — либо вообще избегать.

 

И не надо думать, что эти ошибки нельзя исправить. Списывание нежелания хоть как-то поработать, вложить не только душу, но и мозг — а многие это оценят — в рассказ — это даже не к читателям неуважение. Это скорее признание своей полной неспособности к хоть какому-то развитию. А подобное — не допустимо.

 

Дополнение от Игоря С.

 

Не для кого не секрет, что, согласно оригинальному сериалу, Спасатели живут в мире людей. И город, в котором они живут (как бы он ни назывался) тоже построили люди. Однако некоторые авторы (вне зависимости от стилистики и идейной направленности создаваемого произведения) иногда склонны об этом забывать. В результате при чтении таких фанфиков создаётся ошибочное впечатление, что город Спасателей (да и весь мир тоже) населяют лишь одни животные. К тому же, иногда в описаниях окружающей обстановки довольно трудно отличить «человеческие» предметы (например, какие-либо механизмы, предметы быта и т.д.) от чисто «грызуньих», что также может вызвать у читателя дискомфортные ощущения.

 

И в заключение, как полный итог всего вышесказанного, цитата Бориса Натановича Стругацкого.

 

И в заключение – некоторые итоги. Некие окончательные суждения о самой процедуре литературной работы, некие практикой доказанные теоремы, имеющие чисто прикладной характер. Если угодно – основные принципы и заповеди литературного труда, к которым АБС постепенно пришли и которым следовали по возможности неукоснительно. Кое-кто сочтет их, может быть, самоочевидными или даже тривиальными, но, тем не менее, мне захотелось здесь и сейчас их заново и для всех сформулировать – по возможности кратко и ясно.

 

Первое. НАДО БЫТЬ ЩЕДРЫМ. Надо помнить, что щедрость – писательская щедрость, щедрость воображения – всегда окупается. Не надо бояться отставить идею, которая кажется дьявольски соблазнительной, но по какой-то причине сопротивляется своей реализации. Надо уметь отбросить ее без колебаний, пусть полежит в архиве в ожидании своего часа. Каждая такая идея уже сделала свое дело – самим фактом своего появления на свет. Она уже осветила для вас какой-то уголок бытия, и в этом уголке теперь всегда будет светло. Дурацкую идею отбросить не жалко, она никому, кроме вас, не нужна. А идея достойная обязательно к вам вернется со временем и в самый нужный момент. Как вернулась к АБС идея «нашего человека на Тагоре», через два года после своего возникновения, или идея «человека играющего» – спустя без малого двадцать лет.

 

Второе. НИКОГДА НЕ ОТЧАИВАТЬСЯ! Следует привыкнуть к мысли, что кризис, так мучительно переживаемый и кажущийся мертвенным тупиком, – это, на самом деле, прекрасно! Надлежит помнить: если не получается, не идет, заколодило – значит начались настоящие роды! Ведь роды, – и это скажет вам любая мать – это всегда мучительно, трудно и больно. Конечно, приятно и радостно писать, когда текст словно бы сам собою выливается из-под пера. И далеко не всегда – это известно из опыта – легко и весело рожденная повесть легковесна или плоха. Это верно. Но всякая повесть, родившаяся в муках и в отчаянии – она всегда какая-то особенная. Она всегда не такая, как всё то, что было до нее, и не такая, как то, что будет после. Она – любимая, и навсегда.

 

И наконец, «тройное правило», о котором все знают и которое всегда – в бесплодных поисках Mensura Zoili – забывают.

 

НАДО БЫТЬ ОПТИМИСТОМ. Как бы ПЛОХО ни написали вы свою повесть, у нее обязательно найдутся читатели – многие тысячи читателей, которые сочтут эту повесть без малого шедевром.

 

В то же время НАДО БЫТЬ СКЕПТИКОМ. Как бы ХОРОШО вы ни написали свою повесть, обязательно найдутся читатели, многие тысячи читателей, которые будут искренне полагать, что у вас получилось сущее барахло.

 

И, наконец, НАДО БЫТЬ ПРОСТО РЕАЛИСТОМ. Как бы ХОРОШО, как бы ПЛОХО ни написали вы вашу повесть, всегда обнаружатся м и л л и о н ы людей, которые останутся к ней совершенно равнодушны, им будет попросту безразлично – написали вы ее или даже не начинали вовсе.

[i] Примечание от Гиротанка — «Кстати, вариант «Гайка любит Чипа, Чип любит Фокси, Фокси любит Дейла, Дейл любит Гайку, все несчастны» очень даже оригинален! Во всяком случае, я таких историй вообще не встречал. Так что пусть пишут!»

[ii] Прааативные тут совсем не причем.

[iii] Каюсь, грешен! Просто люблю подробности, в том числе и просто бытовые, это делает фанфики более жизненными, достоверным, в них хочется верить!

[iv] Люто, бешено ненавижу фэнтези в любых ее проявлениях.

[v] Каюсь, грешен и этим!

[vi] Увы, грешен и этим.

[vii] Есть и такой грех.

[viii] И здесь я успел нагрешить!

[ix] Прим. Прапора.

[x] Комментарий от Гиротанка – «Кстати, вот это, имхо, совет вредный. В конце концов, именно с таких произведений начинают многие фанфикописатели, позднее вырастающие в подлинных мастеров. Понятно, что для того, кто в фандоме давно и видывал всякое, читать сотое по счету «признание в любви» скучно, но ведь не все такие опытные и начитанные, наоборот, у новичков, можно сказать, душа рвется из груди написать свой вариант объяснения, тем более, что написанное собственноручно произведение согревает и вдохновляет гораздо сильнее (см. «своя рубашка ближе к телу»). Вот когда один и тот же автор пишет несколько рассказов про одно и то же — это да, признак творческого застоя. А когда разные люди по разу — почему бы и нет?»